Российский государственный академический молодежный театр (РАМТ) совместно с Открытым фестивалем искусств «Черешневый лес» представили премьеру спектакля «Леопольдштадт» по новой пьесе английского драматурга сэра Тома Стоппарда. Спектакль художественного руководителя РАМТа, народного артиста РФ Алексея Бородина стал первой постановкой пьесы в России. Так было и с тремя предыдущими произведениями Стоппарда: после грандиозной трилогии «Берег утопии», вышедшей на сцене РАМТа в 2007 году, английский драматург сотрудничает с театром на эксклюзивной основе.
Том Стоппард возвращается на сцену РАМТа с автобиографической семейной сагой, с многомерным, многофигурным и, несмотря на всю горечь – ироничным эпосом о вере и иллюзиях, о противостоянии человека и истории, о людской силе и слабости. И о голосе крови, который делает человека человеком. Леопольдштадт – один из районов австрийской столицы, свое официальное название получил по имени императора Священной Римской империи, но в народе всегда был известен как «остров мацы», ведь испокон веков здесь проживала огромная еврейская община.
Семья Германа Мерца тоже родом из Леопольдштадта. Но если его прадед был всего лишь разносчиком тканей, то сам Герман Мерц – преуспевающий фабрикант, один из богатейших людей Вены, принятый в высшем обществе завсегдатай оперы и светских салонов. За несколько дней до наступления нового XX века, собрав в роскошной гостиной все свое шумное многолюдное семейство, Герман Мерц ни секунды не сомневается, что его дети и внуки будут жить в царстве разума и красоты, научного прогресса, философии и искусства. В 1955 году в этой же самой гостиной встретятся Роза, Натан и Лео – три «осколка» некогда огромного рода, единственные, кому удалось выстоять в огне XX столетия…
Режиссер Алексей Бородин:
«Леопольдштадт» – это не только трагедия отдельной семьи или даже народа. Я смотрю на эту историю шире: это трагедия меньшинства, которое всегда раздражает большинство и всегда ему проигрывает. А еще это размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющемся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней».
Сценографическое решение спектакля «Леопольдштадт» – последняя работа главного художника РАМТа Станислава Бенедиктова, ушедшего из жизни в ноябре 2022 года. Завершали проект друзья и соратники Станислава Бенедиктовича художники Виктор Архипов и Лилия Баишева. Автор костюмов – Мария Данилова. Музыкой «Леопольдштадт» наполнил молодой талантливый артист РАМТа Александр Деветьяров, также автор музыки к спектаклю «Душа моя Павел». В спектакле заняты ведущие артисты театра разных поколений, в том числе народные артисты РФ Евгений Редько и Лариса Гребенщикова, а также Александр Гришин, Александр Доронин, Александр Девятьяров, Максим Керин, Мария Рыщенкова, Янина Соколовская, Александра Розовская, Анна Тараторкина.
Премьера спектакля «Леопольдштадт» состоялась в рамках XIII Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Это не первое сотрудничества театра с фестивалем. В 2019 году на фестивале состоялась премьера спектакля «Манюня» по повести одной из самых популярных современных российских писательниц, лауреата литературной премии «Ясная поляна» Наринэ Абгарян.