Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» знакомит публику с самыми значимыми отечественными художниками. Один из них – Владимир Брайнин, работы которого хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Людвига в Кёльне, Дрезденской галерее и десятках других коллекций. «Открытое письмо» Владимира Брайнина – это живопись и короткие тексты. Они рассказывают о том, как образ города складывается из перспектив арок и переулков, деталей лепнины, отражений в лужах. Это не столько пейзажи мегаполиса или мечтания о прошлом, сколько полемические высказывания на темы «что такое Москва» и «кому принадлежит город». На выставке почти 50 картин, из которых в экспозиции сложены 9 историй о городе: про время и память, про влагу и отражения, про то, как родился художник, про фрагменты и детали, про жизнь и руины, про большое в малом, про лучи и вертикали, про то, как оказаться внутри Москвы.
Каждый живописный сюжет сопровождается текстом на «открытке». Отсюда и основной смысл названия выставки – ведь раньше «открытым письмом» называли те, что отправляли без конверта: адрес и слова писали на обороте карточки.
Другая трактовка понятия «открытое письмо» – это адресованный обществу призыв. Во-первых, Брайнин предлагает задуматься, как город, пространство превращений, сменяется механической средой движения и потребления. Во-вторых, обратить внимание на то, как оставляют следы человеческие судьбы – в портретности домов, шероховатости гипсовых львиных масок, в «линиях жизни» трещин штукатурки, перевернутом мире отражений. В Москве Брайнина нет жителей и прохожих, но эта пустота обитаема. Жизнь – удивление и радость, страх и надежда физически ощутимы – в напряжении воздуха между домами, ожидании звуков. Сам художник говорит о своем творчестве так: «Когда я крашу картину, я занят делом, я выполняю свои внутренние обязательства, которые созрели во мне, как в некотором инструменте. У всех теперь есть определенная отмазка: болезни, дети, нужны деньги...Все забыли, что никто никогда за картинки не обещал денег и жизненных удач. Скорее это подарок судьбы – ты этим можешь заниматься, фатальный подарок!» Отсюда и глубинный смысл названия выставки: письмо открытое, ведь художник не только продолжает линию собственных открытий города, но и призывает каждого найти свою Москву.
Эдит Куснирович, Президент фестиваля искусств «Черешневый лес»:
На мой взгляд, это очень человеческая выставка, хотя на картинах Владимира Брайнина совсем не видно людей. Его Москва – прекрасна. Она мне напоминает мою молодость. Художник показывает нам столицу на рассвете или в вечерних сумерках. Выходите – и любуйтесь. И я выхожу и любуюсь.
Выставка работает до 20 июня. Вход свободный. Ждем вас на 3-м этаже 1-й линии ГУМа.