Премьера спектакля

«Чайка. Балетная история»

на фестивале «Черешневый лес»

В этом году Театру балета Бориса Эйфмана исполнилось 45 лет. Свой юбилей коллектив отметил премьерой спектакля «Чайка. Балетная история». Необычное прочтение знаменитой чеховской пьесы стала началом нового этапа в истории всемирно известного коллектива.

Борис Эйфман:
«Чайка. Балетная история», на мой взгляд, – один из самых молодых моих спектаклей. Новое поколение артистов дает мне возможность усилить технику, сделать ее более современной, разнообразной, индивидуальной. Мы вышли на новый путь осмысления нашего опыта, наших возможностей и сейчас стремимся создать уникальный современный балетный театр на базе тех традиций, которыми мы обладаем.

Действие «Чайки» перенесено из усадьбы Петра Николаевича Сорина в балетный зал, где одержимый поиском новых танцевальных форм Треплев противостоит успешному хореографу Тригорину, а властная прима Аркадина соперничает с молодой и талантливой Ниной Заречной. Каждый из персонажей проживает на сцене свою собственную историю: драматичную, полную внутренних страданий, страхов и разочарований.

Борис Эйфман:
Это спектакль о балетном театре, о моем театре, обо мне в какой-то степени, об артистах, отношениях внутри труппы. Это то самое закулисье, которое так манит, но о котором мало кто знает. В нашей «Чайке» мы попытались не только показать новые возможности балетного театра, но и приоткрыть занавес в балетный мир, чтобы зрители могли погрузиться в него и узнать, из какого сора рождаются стихи.

Мария Абашова, исполнительница роли Аркадиной:
Борис Яковлевич настолько изменил этот спектакль, что партия Аркадиной стала очень заманчивой. Она в тоже время очень сложная и физически, и эмоционально: это тяжелая судьба балерины, которая достигла каких-то высот и не имеет никакого права на ошибку. Она должна держать высочайший уровень, потому что вокруг много молодых и юных дарований, которые готовы в любой момент занять твое место.

Борис Эйфман – создатель уникального и всемирно востребованного современного балетного репертуара России. Его постановки отличаются изобретательностью, новаторством и глубоким философским содержанием, их стиль хорошо узнаваем. Ни одному другому хореографу не удается вызвать у зрителя такое сильное внутреннее потрясение и держать его в напряжении на протяжении всего спектакля. «Чайка. Балетная история» поражает невероятной эмоциональностью, необыкновенной концентрацией действия и сложной неповторимой пластикой. Борис Эйфман виртуозно соединяет современный танец с классическим балетом, а рок-музыку с произведениями Рахманинова.

Дэниел Рубин, исполнитель роли Треплева:
Мне было сложно сразу почувствовать эту партию, потому что до этого был совершенно другой хореографический опыт. К этой премьере мы шли полтора года. Было очень много вариантов, мне кажется, мы поставили хореографического текста на 6 балетов. Это моя первая главная партия. Была огромная и физическая, и психологическая нагрузка, но я безумно счастлив, что Борис Яковлевич доверил мне эту роль и у меня есть возможность танцевать на сцене Большого Театра.

«Чайка. Балетная история» стала девятой премьерой, которую Театр Бориса Эйфмана привозит в столицу. Благодаря Открытому фестивалю искусств «Черешневый лес» московские зрители увидели балеты «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Русский Гамлет» (новая хореографическая версия), «Эффект Пигмалиона», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана».

Михаил Куснирович, глава группы компаний Bosco di Chillegi:
Такие непростые истории как «Роден», «Чайковский» или «Чайка» перекладываются на язык, который очень выпуклый. Это особый совершенно язык, который неподвластен другим и удается Эйфману… В свое время для его театра стало большой ответственностью выступать именно на сцене Большого Театра. И мы очень рады, что у нас получилось соединить эти институции, и то что в Москве именно в рамках «Черешневого леса» проходят большие интересные гастроли Бориса Эйфмана. Это большая честь для нас, и большая удача, потому что даже в теплый июльский вечер – на премьере полный зал.

Ирина Винер:
Мы присутствуем на спектакле гения, имя которому Борис Эйфман. Это потрясающая постановка, и я счастлива, что стала свидетелем этого успеха. Большое спасибо «Черешневому лесу», который приглашает балет Бориса Эйфмана в Москву и дает возможность публике увидеть его блистательные постановки.

Юлия Бордовских:
Эйфман абсолютный волшебник танцевального воспроизведения сердечных мук. При этом он оживил Чехова, как бы показав ему, как мы это чувствуем сегодня, призвав на помощь костюмы, современную музыку, создавая таким образом связь времен. Он говорит нам о том, насколько вечна тема любви, насколько вечна проблема отцов и детей, насколько актуальна проблема человеческого выбора: давать свободу своей душе или идти по канонам общества. Не зря был выбран балет именно как концентрация человеческих чувств. Таким образом Эйфман усилил классическую чеховскую «Чайку» современным пульсом, показав нам единение классики и современного понимания «Чайки».

Татьяна Тарасова:
Я стараюсь не пропускать премьеры Бориса Эйфмана. Он такой единственный. Он показывает новую пластику, открывает новую музыку. Мне нравится, как работает он, как работает его труппа, я была у него на репетициях. Пришла, приехала посмотреть его Чайку. Очень хорошо, что у нас есть «Черешневый лес». Каждый год ждешь, что фестиваль привезет в Москву что-то особенное. И я думаю, что и сегодня я получу большое удовольствие. Уверена, что получу.