#
Выбор звезды

Роман Васильев

Изучать себя

Актер Роман Васильев – про «темную сторону», про подключение к роли, про любимые книги и роль мечты, в интервью для BoscoVesna.

В жизни вы очень приятный, вежливый и дружелюбный молодой человек. А в «Жить жизнь» играете таинственного манипулятора – такой загадочный, немножко зловещий. Сложно представить, что такое вообще возможно… Как убедить себя в том, что вы – «плохой»?
Во-первых, благодарю вас. Возможно, я отвечу достаточно банально, но для того чтобы сыграть отрицательного персонажа, необязательно им быть или убеждать себя в этом. В актерской профессии много таких примеров. Конечно, я ищу в себе ответы, параллели, пользуюсь своей эмоциональной памятью, но больше стараюсь понять самого человека. Ищу тему героя, что привело его к такому поведению, какие особенности психики, возможно, травмы. Пытаюсь «словить» ощущение от этого персонажа, какую он источает энергию, каким способом он ее транслирует, что может выдавать в нем человека, способного поступить именно так. У всего есть причина. Каждый персонаж выбирает, что ему чувствовать. И почему он сделал тот или иной выбор – это я и пытаюсь понять. Испытывая не свои эмоции я, конечно, тоже познаю себя, в большинстве ситуаций я бы поступил по-другому, и это колоссальный опыт, который помогает мне делать правильный выбор. И мне важно уважать пространство роли, ее границы. Поэтому я воспринимаю ее отдельно от себя, как самостоятельного человека.

Как считаете, у вас есть «темная сторона»? Такой своего рода «Веном»?
Как писал Теренций – «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Слегка приторно звучит, но все же. Наверное, я бываю ужасным снобом. Порой говорю прямо, а это в моменте непродуктивно, и может негативно сказываться на взаимодействии с людьми. И, конечно, мне, как и Веному, иногда хочется кого-то съесть. (улыбается). Но я пытаюсь отслеживать такие эмоции. Ведь любой конфликт – это прежде всего стресс, и точно не то чувство, которое я хотел бы испытывать сам, и тем более подвергать ему окружающих меня людей. Конечно, случаются моменты, когда ты вдруг теряешь над собой контроль, и потом не понимаешь, что это было. И даже порой не узнаешь себя. Я обычно долго перевариваю произошедшее, начинаю разбирать все детали. Испытываю большое сожаление, когда чувства, не выраженные вовремя, приводят меня или окружающих к конфликтам или лжи. Для того, чтобы их выразить, зачастую нужна большая храбрость, а она не всегда есть ... Мне кажется, у каждого человека есть свой «веном», но здорово, когда он не способен разрушать личность и отношения с другими людьми.

Как складываются отношения с коллегами? Кто ваш любимый партнер на съемочной площадке? С кем работать комфортнее, интереснее?
Я безумно люблю всех своих партнеров, максимально «респектую» и кланяюсь им. Здорово, когда  люди могут и работать вместе, и поддерживать стороннее общение, и соблюдать при этом  баланс, а если это взаимодействие еще и наполняет и  обогащает всех- это вообще бесценно! Важный партнер на площадке – это режиссер.  И вот когда по его глазам видно, насколько он охвачен идеей, и ему удается заразить этой идеей команду это очень дорогого стоит. Я бесконечно уважаю труд своих коллег. Нужно понимать, что зачастую большинство из них делают огромную работу, не всегда очевидную для зрителя.

Я знаю, что Вам пока нельзя говорить про «Анну К» – давайте поговорим о литературе! Как вам романы Льва Николаевича? Любите русскую классическую литературу?
Есть произведения, к которым ты больше подключаешься, есть прямо твои авторы. Я бы не назвал Льва Николаевича своим автором, но «Детство. Отрочество. Юность» – для меня особенное произведение. Когда у главного героя в детстве умерла мама, он не понимал, что он должен чувствовать, и стыдился того, что на самом деле, ощущал и о чем думал. Он стал плакать, потому что так надо. Но вспоминая об этом позже, он находит в себе ту самую минуту настоящего горя. Прочитав эту повесть в осознанном возрасте, я вдруг почувствовал себя не одиноким в таких же мыслях, когда в детстве потерял родного человека. Я тоже не понимал тогда, что должен испытывать, это была совершенно непонятная атмосфера в душе…. Было так горько всем вокруг, это витало в воздухе – но не во мне. Я знал, что мне грустно, но от растерянности не понимал, что действительно испытываю. Я читал и погружался в воспоминания, и мне удалось себя понять тогда и испытать искреннее, настоящее. Русскую классическую литературу – люблю! Исчерпывающе (улыбается).

Вы много читаете? Есть любимая книга?
Я сейчас больше читаю сценарии. К глубокому сожалению, времени на досуговое чтение не остается. Но! Последнее, что прочитал и что советую актерам – книга Майкла Кейна «Взорви эти чертовы двери». Любимая книга – «Мартин Иден» Джека Лондона. Пока я читал, все время слушал только одну песню – Riders on the Storm группы The Doors. И конец книги, секунда в секунду, пришелся на финал песни – это было волшебно. Тот осадок и то чувство, которое оставило это произведение – это тоже огромный опыт, я был опустошен. Я вдруг словил тщетность бытия и тщетность всего вообще. Я не видел ни в чем смысла. Сейчас я уже нахожу его в том, чтобы стараться как можно больше чувствовать, желательно, хорошего, доброго. Но тогда я думал: «Любые занятия – для чего?  Зачем?» Вот такая какая-то энергия была. «1000 лет одиночества» – тоже одна из моих любимых книг. Я очень хотел бы, чтобы сделали когда-то проект по ней, я бы с огромным удовольствием принял в нем участие. Это история одной семьи, невероятная магия, которую можно почувствовать сквозь строчки.

Как предпочитаете проводить время, свободное от работы? Если оно есть.
Время есть (улыбается).  По большей части, я домосед, но очень здорово, когда удается выбраться на природу, побыть с ней наедине, в тишине, перезагрузиться. Наверное, поэтому я люблю рыбалку. Стараюсь заниматься саморазвитием, работать со своим сознанием, телом, духом, изучать английский. Смотрю на ютубе разные научные программы о космосе, человеке, психологии, какие-то расследования, биографии… Люблю слушать аудиокниги и лекции, изучать людей, мир, себя, читать мудрые мысли интересных людей. Как-то так, наверное.

Помимо актерского таланта, что нужно, чтобы хорошо сыграть? В «Жить жизнь» вы апеллируете врачебными терминами, делаете героине биопсию и все в таком духе – нужно ли разбираться в профессии, чтобы играть?
Я думаю, очень важны воображение и эмпатия. Насколько ты можешь чувствовать тему, подключаться к ней, к идее произведения, к атмосфере, к персонажу. Это очень эфемерные вещи. Никогда не знаешь, что может помочь. Иногда люди играют единственную роль в своей жизни и делают это блестяще, и ты не понимаешь – «Как он это сделал??» А это просто его роль, он ее понимает, чувствует тему. Про врачебные термины – ну конечно я изучал то, о чем говорю и что делаю всеми доступными средствами. Очень повезло, что была возможность у команды пригласить практикующего маммолога, для консультации. Также, для одной сцены уже другой хирург вместо меня делал уколы. К сожалению, часто сталкиваюсь с тем, что не хватает времени на более тщательную подготовку. А ведь хочется быть как можно более компетентным в профессии, в умениях персонажа. Это помогает лучше понять его, лучше раскрыть, прочувствовать. Профессия может многое рассказать о человеке. Здорово, когда для подготовки к роли, команда отправляет тебя на курсы или ты сам занимаешься с профессионалом. Например, для одного проекта я нанимал себе преподавателя по шведскому, мы вместе работали над тем, чтобы я на русском говорил со шведским акцентом.

Сколько в целом времени уходит на подготовку к съемкам? Чтобы вжиться в роль?
По-разному. Бывает, что времени до съемки остается всего ничего. И очень жаль, что так происходит, потому что хочется более тщательно и вдумчиво готовиться, вживаться, узнавать.

Самая сложная роль?
Мне когда-то очень точно сказал один режиссер : «Сложно играть несложного». Думаю, для артиста, когда кажется, что все понятно – это может быть большой ловушкой.

А самая любимая?
Роль Даниила Крамера в «Идентификации» Владлены Санду. Она мой внутренний ориентир – то, про что я как артист. А еще каждая роль для меня – это же еще время, проведенное с людьми, иногда в совершенно невообразимых локациях, обстоятельствах, событиях. Когда случается так, что вся площадка – это твои люди, и ты их человек, вы как-то в одной теме – это очень дорогого стоит и воодушевляет.

Кого бы мечтали сыграть?
Персонажа с диссоциативным расстройством личности, вроде Билли Миллигана, или героя Джеймса Макэвоя из «Сплита».

На съемке BoscoVesna вы примерили несколько разных стильных образов. Какой из них вам ближе всего? Какой стиль в одежде предпочитаете? Вам важно то, как одеваться?
Синий классический костюм Barena – это точно мое! Я скорее не модник. Предпочитаю total black, люблю вещи с историей и те, что дарят друзья или с которыми связаны какие-то воспоминания. Иногда покупаю что-то необычное, чаще всего это обувь. К одежде отношусь практично: надел и пошел.